А/Б тесты. Зачем они нужны. Как провести

А/Б тесты. Зачем они нужны. Как провести

Чтобы оставаться конкурентоспособным, нельзя стоять на месте. Статичное состояние бизнеса или сайта приводит к деградации. Одним из способов развития проекта является А/Б тестирование. Оно позволяет узнать на практике предпочтения целевой аудитории и повлиять на главные показатели эффективности сайта. Наша статья расскажет, для чего нужно такое тестирование и как правильно его провести.

Что такое сплит-тестирование сайта

Сплит-тестирование (А/Б тест) – маркетинговый метод, суть которого в сравнении двух и более вариантов одной страницы с целью нахождения наиболее эффективного из них. При таком подходе оцениваются количественные показатели объектов. Смысл заключается в поиске и внедрении изменений, увеличивающих значения заданных метрик. 

А/Б тестирование носит прикладной характер. Результат берется из практических исследований, в котором участвуют реальные пользователи, а не из теоретических расчетов и прогнозов.

Например, есть два варианта дизайна кнопки, которые, с точки зрения маркетолога, одинаково хороши. Какой из них внедрить на сайт? Логично провести тестирование, и только потом принять окончательное решение. Оба варианта показываются пользователям, зачем рассчитывается аналитика по каждой из них. Кнопка, конверсия которой больше, внедряется на страницу.

Что тестировать

Выбор объекта сплит-тестирования зависит от целей, которые ставит маркетолог. Если посетители покидают страницу в первые секунды, то стоит задуматься о дизайне. Большое количество отказов при заполнении формы на покупку говорит о необходимости редактирования этой формы. Тестирование поможет найти оптимальное решение для той или иной задачи.

Чаще всего для А/Б тестирования выбираются следующие элементы:

  • структура страницы;
  • дизайн и расположение конверсионных элементов;
  • заголовок;
  • карточка с товаром;
  • описание продукта;
  • картинки;
  • текст;
  • внешний вид страницы;
  • призывы к действию;
  • бизнес-предложения.

Это далеко не полный список. Сплит-тестирование используют для рассылок, лендингов и много другого.

Какие показатели улучшат тесты

Есть три основные категории показателей, на которые воздействуют по результатам тестов:

  • Конверсии;

Оптимизированная страница увеличит число посетителей, которые становятся покупателями. Будет больше звонков, покупок, регистраций, отзывов, комментариев.

  • Финансовые показатели;

Главная задача любого коммерческого сайта – получение и приумножение прибыли. Чем лучше сайт располагает пользователя к покупкам, тем выше средний чек и итоговая выручка.

  • Поведенческие факторы;

Под ними понимается взаимодействие пользователей с сайтом. Время на сайте, процент откликов, кликабельность элементов, количество просмотренных страниц и т.д. Все это напрямую влияет на СЕО-продвижение.

Что учесть перед началом тестирования

Прежде чем приступить к сплит-тестированию, нужно убедиться, что оно действительно уместно. Бывают ситуации, когда оно бесполезно:

  • Отсутствуют необходимые знания;

Недостаток знаний или опыта проведения подобных тестов отрицательно скажется на результате. Тут не обойтись без изучения теории или помощи специалистов.

  • Нет отлаженной системы аналитики;

Если нет наработанной статистики и стабильной конверсии, то никакие изменения существенно не помогут. Тестирование окажется напрасной тратой времени.

  • Нет конкретной цели.

Тест призван модернизировать определенный элемент страницы. Должно быть понимание того, какой элемент функционирует неэффективно. Без четкой цели не будет результата.

Порядок проведения сплит-тестирования

1. Постановка целей.

Любое тестирование начинается с определения целей. Например, целями могут быть увеличение конверсии или времени пребывания на сайте.

2. Определение границ.

Выбирается элемент для тестирования. Нежелательно производить несколько изменений одновременно, иначе не добиться точного результата.

3. Техническая реализация.

Специалисты вносят соответствующие изменения и разрабатывают варианты страниц для дальнейшего тестирования.

4. Подготовка контрольных данных.

Перед тестированием измеряются исходные показатели, которые послужат основой для сравнения.

5. А/Б тестирование.

Весь трафик на тестируемые страницы разделяется на идентичные половины. Эксперимент не будет объективным, если трафик будет отличаться.

6. Анализ.

Когда накопится достаточно данных, можно производить сравнение показателей. Обычно берутся показатели за период не менее двух недель. Чем больше данных, тем точнее тест.

7. Решение.

По результатам анализа принимается решение. Если новый вариант показал себя хорошо, на сайте размещается новая страница, оптимизированная под СЕО-продвижение или другие задачи.

Как сделать тест объективным

  • Проверяйте один элемент за итерацию;

Два разных изменения могут производить противоположный эффект. Тест даст неверный нулевой результат.

  • Обеспечьте одинаковый трафик;

Посетители из поиска и социальных сетей ведут себя по-разному. Если не позаботиться о равных условиях, выборка окажется ошибочной.

  • Тестируйте в один промежуток времени;

Метрики могут зависеть от времени. Например, начался сезон отпусков, или произошло непредвиденное событие, повлиявшее на показатели в конкретное время.

  • Исключите внутренние факторы.

Не только пользователи, но и сотрудники фирмы заходят на сайт. Они совершают разные действия. Сотрудники не должны учитываться при анализе.

Инструменты для А/Б тестирования сайта

Для проведения тестов есть специальные сервисы, как российские, так и зарубежные. Перечислим некоторые из них.

  • Content Experiments от Google

Доступен пользователям Analytics. Один из самых популярных и востребованных сервисов. Он является бесплатным, но требует навыков работы с HTML.

  • Яндекс.Метрика

Также популярный сервис. Как и в Analytics, нужны специальные знания.

  • Optimizely.com

Известный зарубежный платный инструмент. Обладает богатыми возможностями и удобным интерфейсом, не требующим глубоких знаний в программировании.

  • Changeagain.me

Платный англоязычный сервис, интегрирующийся в Analytics.

  • ABtasty.com

Иностранный инструмент, с возможностью взаимодействия с несколькими системами аналитики.

  • RealRoi.ru

Бесплатный отечественный продукт, отличающийся легким освоением.

А/Б тестирование позволяет с высокой точностью оценить эффективность внесенных изменений. Это важный и нужный инструмент. Регулярное совершенствование сайта выведет его на топовые позиции.

Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг. 

Подпишитесь на наш блог

Вам также может понравиться