Юзабилити сайта. На что обращать внимание

Юзабилити сайта. На что обращать внимание

Ключевой характеристикой любого сайта является его удобство для посетителя. Это первое, на что обращает внимание пользователь, зайдя на страницу. Чтобы не упускать потенциальных клиентов, необходимо оптимизировать usability сайта. Сегодня мы разберем, как сделать сайт простым и удобным для любой аудитории.

Основные компоненты Usability сайта

Юзабилити - это показатель удобства пользования сайтом. Чем удобнее страница, тем быстрее пользовать сориентируется и совершит целевое действие. Если он не сумеет найти нужную информацию, то просто уйдет к более расторопным конкурентам.

Это напрямую влияет на поведенческие показатели пользователей сайта. Уменьшается показатель отказов и увеличивается время пребывания на сайте. Также увеличивается количество просмотренных страниц. Улучшение поведенческих показателей влияет на продвижение сайта в выдаче поисковых систем. Сайт быстро поднимается в поисковой выдаче.

Удобство сайта оценивается по следующим критериям:

  •  Навигация. Как быстро новый посетитель сможет выполнить элементарные действия (заказ, покупка, регистрация, поиск и т. д.);
  •  Простота. Usability сайта выражается в том, насколько легко пользователю ориентироваться и находить кнопки, меню, ссылки;
  •  Запоминаемость. Может ли пользователь запомнить, что где находится, даже после долгого отсутствия на сайте;
  •  Надежность. Как часто возникают ошибки и баги, насколько быстро они исправляются и устраняются;
  •  Полезность. Получает ли посетитель то, что искал;
  •  Практичность. Совокупность вышеперечисленных факторов - итоговая оценка клиентами удобности сайта.

Это общие критерии, для отдельных типов интернет-ресурсов они могут интерпретироваться по-разному. Например, очевидно, что у landing page они одни, а у многостраничников - другие.

Оптимизация юзабилити сайта

Улучшение юзабилити сайта - целый комплекс работ, начинающихся совершенствованием технической составляющей и заканчивающихся изучением поведенческих факторов.

Если Вы хотите, чтобы на Вашем сайте пользователь чувствовал себя как дома, то следуйте советам по оптимизации:

  •  Гарантия надежности. Информация о компании, различные сертификаты, контакты, адреса, отзывы клиентов на сайте подчеркнут Вашу статусность и компетентность;
  •  Кроссбраузерность для юзабилити. Анализ показал, что важно, чтобы веб-страница функционировала во всех основных браузерах, в том числе и в их предыдущих версиях;
  •  Удобство интерфейса. Чтобы соответствовать "правилу трех кликов" разработчики часто загромождают интерфейс. Однако, как показывает практика, он должен быть простым и интуитивно понятным. Вне зависимости от того, сколько кликов нужно сделать для достижения цели; 
  •  Кнопка поиска для юзабилити. Аудит выявил, что посетители часто используют ее для нахождения необходимых данных. Она должна выдавать максимально точный результат;
  •  Навигация. Пользователю надо знать, где она находится ("хлебные крошки"). Основную навигацию следует располагать вверху страницы или ее левой части, именно там концентрируется внимание юзера (так называемая F-траектория);
  •  Наличие мобильной версии. Огромная часть аудитории для доступа в интернет использует смартфоны. Поэтому мобильная версия всегда актуальна;
  •  Скорость загрузки. Пользователи не любят ждать долго. Хотя это и увеличит стоимость юзабилити, но оптимизируйте изображения, используйте кэш со стороны сервера и клиента, надежный хостинг и т.д.;
  •  Отображение сайта. Корректная работы веб-страницы на разных устройствах снизит процент ухода посетителей;
  •  Дизайн. Минимум отвлекающих элементов и всплывающих окон, оптимальное цветовое оформление, читабельность текстов;
  •  Оформление текста. Текстовый контент должен быть грамотным и понятным. Необходимо разделять его на абзацы и логические блоки для лучшего восприятия. Выделяйте ключевые слова;
  •  Структура для юзабилити сайта. Примеры успешных интернет-ресурсов показывают, что страницу нужно разбивать на небольшие разделы, рубрики, подрубрики. Все важное располагать в левой части. Это упростит поиск информации;
  •  "Линия изгиба". Не обязательно делить одну длинную страницу на несколько коротких, чтобы все важные элементы были видны без скроллинга;
  •  Пустое пространство. Усвоение текста лучше при наличии полей;
  •  Поведенческие факторы. Веб-аналитика поможет изучить предпочтения аудитории и подстроить дизайн и элементы управления под нее;
  •  Домашняя страница. Главная страница потеряла свою значимость, поэтому не стоит на ней зацикливаться и уделять ей больше внимания. При поиске пользователь попадает не на нее, а на страницу конкретного товара;
  •  Видеоролики. Если на странице присутствует видео, оно не должно включаться автоматически;
  •  Целевые действия. Кнопки для покупки, заказов, заявок, звонков должны быть заметными. Это приведет к улучшению юзабилити сайта;
  •  Алгоритм покупки. В процессе покупки пользователю необходимо четко знать, какие шаги выполнять;
  •  Путь до заказа. Множество окон и опций отобьют всякое желание совершать покупку;
  •  Доступность. Нерабочий сайт не приносит прибыли. Следите, чтобы на Ваш ресурс можно было зайти 24 часа в сутки.

Удобность ресурса прямо влияет на поведенческие факторы, а значит и на ранжирование. Хотите быть в топе? Доведите юзабилити до совершенства.

Юзабилити сайта. Примеры

Практичность веб-ресурса строится из огромного количества мелочей. Рассмотрим несколько примеров, как те или иные пункты могут помешать посетителю пользоваться сайтом.

1. Навигация. При наличии большого ассортимента товаров схожие по назначению позиции следует объединять в группы. Громоздкий каталог - это наиболее частая ошибка. Его тяжело воспринимать.

2. Цены. Следите, чтобы цены находились в прямой видимости. Если юзер не найдет их, то покинет сайт.

3. Контакты. Клиент не сможет связаться с Вами без контактных данных. Они должны находиться в шапке, а не в отдельных пунктах меню.

4. Длинные страницы для юзабилити. Анализ показал, что в объемные страницы стоит встраивать кнопку для возвращения в начало.

5. Видимость полезной информации. Большая шапка мешает пользователю воспринимать сайт.

Таких примеров много, необходимо учиться на чужих ошибках.

Инструменты для оценки юзабилити сайта

Существует множество инструментов и сервисов, с помощью которых можно объективно оценить usability сайта и протестировать некоторые доработки. Перечислим наиболее популярные из них:

  •  Стандартные инструменты для анализа трафика и конверсии.

Наиболее яркие представители - Яндекс.Метрика и Google Analytics. Позволяют получить исчерпывающую информацию по каждому каналу и выяснить, на каком этапе отпадают потенциальные клиенты. Опираясь на них, нетрудно выстроить воронку продаж. Данные продукты бесплатны, однако требуют достаточно высокого уровня знаний, поэтому обойтись без специалистов не получится.

  •  Сервисы для отслеживания действий пользователя.

К их числу относятся: clicktale.com, WebVisor, Feng-GUI, UsabilityHub и другие для оценки юзабилити. Анализ позволить построить карту кликов, узнать, сколько времени проводят пользователи за каждой операцией, проследить активность с разных устройств. Правильно настроенные фильтры повысят эффективность. Минусы этих программ – ограниченная выборка и трудоемкость.

  •  Пользовательское тестирование.

В этом направлении работают сервисы askusers.ru, usabilla.com, sitepolice.ru и другие. Реальные пользователи протестируют Ваш сайт на всех этапах пути к конверсии. Процесс происходит в режиме диалога, то есть Вы сможете задать вопросы по интересующим Вас пунктам и получить реальные ответы респондентов. Данный метод считается эффективным и объективным, но довольно затратным.

  •  Комплексные сервисы.

Ovo Logger, Ovo Solo, Morae и другие. Содержат обширный комплекс инструментов для обработки большого количества данных. Ориентированы преимущественно на крупные организации. Являются платными.

Это основные, но далеко не единственные сервисы. Все они по-своему хороши, необходимо лишь правильно их использовать.

Итог

Чем удобнее Ваш ресурс, тем выше вероятность конверсии. Клиенты будут возвращаться за покупками снова и снова. Отдача от сайта достигнет максимума.

В нашем агентстве Вы можете заказать бесплатный экспресс-аудит сайта. Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами. Успехов Вам!

Подпишитесь на наш блог

Вам также может понравиться